Автомобили последнего русского монарха

Автомобили последнего русского монарха

Пожалуй, ни одна из технических новинок не вошла столь быстро, масштабно и прочно в жизнь королевских особ, как автомобиль.  Как в период коллективизации «железный конь пришел на смену крестьянской лошадке», так и автомобили в первые же годы после своего появления пришли на смену породистым рысакам в конюшнях монархов.  Не был в этом смысле исключением и последний русский царь Николай II. Сегодня Avtology.com познакомит вас с тем, как складывался и из чего состоял его автопарк.

Первое знакомство императора с новинкой технического прогресса как автомобиль произошло в 1896 г. на Всероссийской промышленной ярмарке в Новгороде. Надо сказать, что знакомство это было не очень удачным – Николай II остался к чуду техники абсолютно равнодушным. 

Спустя 5 лет, в 1901 г., в Спале (охотничьем имении императора) царь, наверное , движимый простым человеческим любопытством, все-таки предпринял несколько поездок на автомобиле. Проехать на авто его убедил министр императорского двора граф Владимир Фредерикс, который по разрешению императора привез приобретенный им недавно «Сепролет» в Спалу. Машина была настолько ненадежна, что несколько раз глохла, и ее приходилось буксировать лошадьми. Подобные инциденты вызвали стойкую нелюбовь у Николая II к автомобилям. Негативное отношение императора к новому транспортному средству со всей очевидностью проявилось год спустя в Ялте.  Интересно, что и на этот раз история была связана с Фредериксом.  В 1902 г. полиция Ялты запретила некоему кавалерийскому офицеру пользоваться своим автомобилем, объясняя это тем, что машина пугает лошадей.  Граф, который к тому времени, похоже, стал ярым сторонником нового вида транспорта,  от имени этого офицера обратился к императору с просьбой отменить запрет. И каков вы думаете был ответ? Николай II, видимо помня о горестном опыте его поездок в авто в Спале, запретил любое использование автомобилей в Ялте и Ливадии в период пребывания там императорской семьи. Казалось бы, изменить негативное отношение царя к автомобилям не сможет уже ничто.

Тем не менее, спустя всего год после этой истории, в 1903 г., Николай II отправился с визитом в Дармштадт к Эрнсту Гессенскому, брату императрицы Александры Федоровны.  Вместе с Эрнстом они совершили несколько поездок на автомобиле во Франкфурт и его окрестности.  Трудно сказать, что сыграло здесь ключевую роль – качество дорог или уровень авто, - но император остался этими поездками очень доволен,  и даже оставил несколько записей по этому поводу в своем дневнике.  С тех пор отношение Николая II к автомобилям начало резко меняться.

По возвращению в Россию, в Царское Село,  он обратил внимание на элегантный «Delaunay-Belleville», принадлежавший князю Владимиру Орлову.  Автомобиль настолько понравился ему, что он попросил князя проехаться по Александровскому парку. С тех пор прогулки, причем на разных автомобилях, стали совершаться им практически ежедневно. Князь Орлов, не смея доверить безопасность императора простому шоферу, всегда сам садился за руль. Спустя полгода Николай II через того же Фредерикса обратился к Орлову с просьбой подобрать несколько автомобилей для императорской семьи.

В 1906 г. пять отобранных Орловым «Мерседесов» были доставлены ко двору. Покупка обошлась в 18 400 рублей. В том же году Его императорское Величество создал собственный гараж. Спустя несколько лет царские «конюшни» пополнились еще пятью автомобилями той же марки. Руководство компании не преминуло воспользоваться  такой симпатией со стороны императора и в кратчайшие сроки обеспечило полное фирменное техническое обслуживание его автомобилей. Более того, в 1912 г. компания добилась почетного звания Поставщика Императорского Двора.

К 1912 г. в царских «конюшнях» было уже тридцать два автомобиля разного назначения. Для этих машин были заказаны и изготовлены особые номерные знаки.  Для легковых автомобилей: белая императорская корона на темно-синем фоне с одной буквой кириллицы, и с двумя буквами – для грузовых. На личных автомобилях императора не устанавливалось никаких номерных знаков. Их принадлежность к царскому двору обозначалась изображением двуглавого орла на дверях автомобилей.

Лично императору принадлежали шесть автомобилей: «Delaunay-Belleville» с шестицилиндровым двигателем мощностью 80 лошадиных сил; лимузин «Delaunay-Belleville» 1909 г. (шесть цилиндров, 80 л.с.); ландо «Delaunay-Belleville»  1912 г. (шесть цилиндров, 45 л.с.); фаэтон «Delaunay-Belleville» (шесть цилиндров, 45 л.с.); ландо «Mercedes» 1911 г. (четыре цилиндра, 70 л.с.) и фаэтон «Mercedes» (четыре цилиндра, 70 люс.).  Николай II питал особую слабость именно к «Delaunay-Belleville», которые отличались особой роскошью, комфортом и качеством отделки салона. Такие авто были доступны не многим. Не удивительно, что в 1912 г. эта фирма также была удостоена звания Поставщика Императорского Двора.

Со временем автомобили стали привычным атрибутом жизни императорской семьи. Развитие автопарка требовало расширения гаражей, первые из которых были построены в 1907 г. в Царском Селе и Петергофе. Рос и штат шоферов. К 1913 г. императора уже обслуживали 13 шоферов, каждый из которых получал от 1 115 до 1 885 рублей в год. Довольно солидные деньги по тем временам. Автомеханики получали тоже немало – по 650 рублей в год.

В 1910 г. императрица Александра Федоровна ввела специальную униформу для шоферов царского гаража - кители цвета хаки с императорским гербом и фуражки, а также лакированные ботинки. Осенью шоферы должны были носить пальто цвета хаки, а летом – плащ, а зимой - пальто цвета хаки, подбитое овчиной, украшенное императорским гербом и золотым шитьем на манжетах.

Императорский автопарк был самым большим и, пожалуй, самым шикарным в Европе. Эти автомобили верой и правдой послужили царю во время его поездок на фронт в период Первой мировой войны.

В июле 1917 г., после отправки императора и его семьи в Тобольск, автомобили из его автопарка были переданы Временному правительству, а после октября 1917 г. – в распоряжение ВЦИК и Совнаркома. 

Автор: Михаил Валентинов


press Николай IIВладимир ФредериксСепролетАлександра ФедоровнаDelaunay-BellevilleМерседесИмператорский ДворMercedesMercedes-Benz