В ближайшее время роста рынка ОСАГО ждать не приходится. Вслед за кратковременным подъемом, в отрасли последовал спад. Под «подъемом» я имею в виду октябрь-декабрь 2014 года, когда тариф был увеличен 23 – 30 %. Он хоть и частично, но все же компенсировал тот факт, что базовый тариф не менялся на протяжении 11 лет. Этот тариф частично смог компенсировать и увеличение лимитов выплат «по железу» до 400 тыс. руб.
«Спад» же - это последовавший в декабре прошлого год финансовый кризис, который больно ударил как по всему финансовому сектору в целом, так и страховому сектору в частности. И последствия финансового кризиса для страхового сектора в виде сокращения прибыльности и «сжатия» (причем, скорее всего, в первую очередь, в сегменте ОСАГО) нам еще предстоит увидеть «во всей красе».
Причем основным драйвером кризиса в отрасли будет не столько отсутствие инвестиций как следствие действия санкций, сколько общее ухудшение макроэкономической ситуации в России. И в первую очередь, это касается ослабления курса рубля.
Почти 80-процентая девальвация курса рубля привела к существенному удорожанию импорта. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день доля импортных автомобилей в совокупном российском автопарке превышает 50%, возрастут затраты автостраховщиков, а также расходы автосервисов на запчасти и автокомпоненты для иномарок. И возрастут существенно.
Тарифов уже не хватает, но скоро ситуация усугубится. Страховщики объективно не смогут удовлетворять все запросы клиентов по возмещению. Последует недовольство страхователей, рост судебных исков, как следствие – доп.расходы для страховщиков, снижение прибыльности бизнеса и так далее – замкнутый круг.
А общее ухудшение макроэкономической ситуации - это ухудшение и в «смежных» для рынка ОСАГО отраслях.
Продажи новых автомобилей в России по итогам 2014 года снизились приблизительно на 10%. В январе нынешнего года падение составило уже более 24%. Дальше будет хуже – соответственно, и полисов страховщики продадут меньше.
Однако у кризиса есть и положительные стороны. Рынок уже начинает очищаться от слабых игроков, он консолидируется. При этом я допускаю и вариант массового банкротства малых и средних страховых компаний, что мы наблюдали в 2008 – 2010 гг. Но если полис был приобретен у надёжной компании, то можно быть уверенным в стабильности выплат. Тем более если учитывать тот факт, что возмещение клиентам разорившихся компаний в любом случае производится из фондов РСА.
Что делать участникам рынка в кризисных условиях? Автовладельцам я бы посоветовал выбирать надежные компании, занимающие твердые позиции в рейтингах специализированных агентств. Попытки сэкономить на полисе в случае аварии обернутся невосполнимыми финансовыми потерями.
Что касается регулятора. На мой взгляд, Центробанк уже хорошо проявил себя в качестве мегарегулятора страхового рынка, подойдя к разрешению кризиса взвешенно, профессионально, оперативно предотвратив коллапс. Наиболее правильным, на мой взгляд, стало бы дальнейшее «гибкое» регулирование Центробанком страхового рынка, а также развитие механизмов саморегуляции. Возможно, требуется меньший контроль в тарифообразовании. За рубежом, например, где тарифы регулируются рынком, лимиты выплат в разы превышают российские.
И, наконец, страховщики. Сегодня объективно нужна саморегулируемая организация, СРО, которая, во-первых, взяла бы на себя часть функций государства (например, выявление недобросовестных компаний-страховщиков), во-вторых, создавала бы фонд, способный поддержать отрасль и страховщиков в кризисные времена. Это помогло бы поддерживать рынок. И, в-третьих, эта организация способствовала бы выстраиванию конструктивного диалога как между страховщиками и страхователями, так и между страховым сектором и государством.